понедельник, 29 августа 2016 г.

О чем рассказывают бусы?

"Нужно, значит, тщательно обдумав выбор, взять с собой достаточное количество разных изделий для обмена их на столь желанные чужеземные товары. Что ж, Магеллану еще с индийских времен знаком наивный вкус детей природы. Он знает - два предмета повсюду, производят огромный эффект: зеркало, в котором черный, смуглый или желтый туземец впервые изумленно созерцает собственную физиономию, да еще колокольчики и погремушки, эта извечная ребячья радость <...>, пятьдесят дюжин ножниц, затем неизменные и пестрые платки и красные шапки, медные браслеты, поддельные драгоценности и разноцветные бусы. Для особо важных оказий упаковано несколько турецких нарядов и традиционных ярких тряпок, бархатных и шерстяных, в общем - отчаянный хлам..."
Стефан Цвейг. Магеллан. 

Позади раскопки Унжи... Завершение экспедиции вовсе не является завершением работ. Впереди подготовка отчета и написание научных статей. И вот, в преддверии этих дел, мне представилась возможность атрибутировать (определить, датировать) привезенные из Унженской экспедиции бусы. 


 Сердоликовая бусина из раскопок 2016 г.
Пастовая глазчатая бусина из раскопок 2016 г.

Совсем невеселые мысли пришли в голову после работы с научной литературой. Вроде и датировать найденные бусы удалось, но возник вопрос: а что вообще значат бусы в средневековой археологической коллекции. Задав этот вопрос разным людям, я получил похожие ответы: «была мода на бусы определенного облика», «торговали бусами, в том числе, привозили издалека». Только ли?

Коллеги-археологи уже ответили на этот вопрос. Больше всего бус оказалось на средневековых севернорусских поселениях, вовлеченных в неэквивалентный пушной обмен.

 Авторы этой замечательной книги - Адаменко О.Н., Зайцева И.Е., Захаров С.Д., Кузина И.Н., Макаров Н.А., Меснянкина С.В., Мокрушин М.Л., Розанова Л.С.

 Иначе говоря, бусы в обмен на меха. Вот и изобилуют бусами коллекции поселения Крутик, раннего Ростова, городища Унорож, немало бус в ранней Унже... «На вес» везли в лесную глушь бусы, выменивая у местных жителей ценные меха. Не серебром расплачивались за лесные богатства, а яркими стекляшками, которые потом с удовольствием носили жены, дочери и сестры умелых и выносливых охотников. Крепло Древнерусское государство. Меньше становилось и бус. Как говорит один небезызвестный телеведущий: «Совпадение? Не думаю...».
Но особенно ярким показался мне пример, удачно приведенный коллегами в указанной выше книге. В XVII веке непродолжительное время существовала Мангазея — один из русских опорных пунктов в Сибири. И здесь доля бус в вещевых коллекциях сопоставима с севернорусскими памятниками X-XII вв. Только теперь у местного, сибирского населения за яркие стекляшки выменивали ценную пушнину, а жены, дочери и сестры умелых и выносливых охотников щеголяли яркими бусами...
Бусина — хорошая находка для археолога, датирующая. А мне вот с грустью подумалось о том, каково было место Северной Руси в международной торговле в далекие времена Ярослава Мудрого, как воспринимали наш лесной край купцы-гости из Скандинавии и других частей раннесредневекового мира...
 Навеяло...

Источник последнего изображения: http://www.russiapost.su/wp-content/uploads/2015/04/46751.jpg

#археология #бусы #Унжа #торговля

Комментариев нет:

Отправить комментарий